Как предотвратить штрафы до проверки по охране труда?

GIT_logoПроверка Гострудинспекции обычно подразделяется на два блока: документальный, когда инспектируют в основном работу отдела кадров, и блок проверки охраны труда.

Второй – гораздо более сложный и объемный – и  всегда волнует работодателей.    Ведь полный порядок в кадровых документах еще не означает, что так же хорошо дела обстоят с охраной труда.  

Как же  подготовиться к проверке по охране труда?

Сейчас почти у всех подразделений Гострудинспекции есть интернет-сайты, где размещается информация о плановых проверках. План составляется на год. В нем перечислены организации, которые посетит инспектор в текущем году, указаны дата начала проверки и основание для ее проведения(например:  истечение трех лет со дня последней проверки)*.

 Статья 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Поэтому рекомендую работодателям, у которых плановая проверка была более двух лет назад, посетить страничку ГИТ их региона.

То же самое касается организаций и предпринимателей, еще ни разу не подвергавшихся проверке: государственный инспектор труда должен прийти к ним через три года с момента государственной регистрации.

На что в первую очередь будет обращаться внимание при проверке?

1.    Проведение инструктажей,  проверки знания требований охраны труда, стажировки на рабочем месте, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи.

ДОКУМЕНТЫ:   Журналы, Приказы, Протоколы, удостоверения, инструкции по ОТ.

2.    Выдача и применение работниками сертифицированных СИЗ и спецодежды.

ДОКУМЕНТЫ:   Карточки выдачи спецодежды, приказы, утвержденные нормы СИЗ для организации, наличие сертификатов.

3.    Аттестация рабочих мест по условиям труда.

ДОКУМЕНТЫ:   Карты Аттестации рабочих мест  и другие документы.

4.    Прохождение работниками организации медосмотров (предварительных и периодических).

ДОКУМЕНТЫ:   Наличие утвержденных Контингентов лиц, подлежащих периодическому медосмотру, паспортов здоровья и других документов.

5.    Обязательное социальное страхование работников от несчастного случая на производстве.

ДОКУМЕНТЫ: Договор социального страхования работников  и др. документы.

6.    Сокрытие факта несчастного случая на производстве.

ДОКУМЕНТЫ:   Журнал регистрации НС,  документы по расследованию НС, приказы.

       Как подготовиться к проверке Вы можете узнать, записавшись на наш Цикл вебинаров.

Во время проверки инспектор по труду имеет право оштрафовать за нарушение законодательства об охране труда : 

 —  должностное лицо или предпринимателя  —    на сумму от 1000 до 5000 руб.,                           

 —   организацию – на сумму от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

 

Новая процедура организации и проведения внеплановых проверок

1311326193_bimg563465_263489Юридическим …  основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок …  является издание руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) распоряжения на проведение внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141.

 Предметом внеплановой проверки является:

  • соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований,
  • выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов,
  • проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда,
  • рассмотрение обращений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований,
  • проверка иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, включая случаи невыплаты работникам заработной платы, не предоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, не обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты,
  •  необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований являются:

  1. истечение срока исполнения работодателем выданного Рострудам или его территориальным органом предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. поступление в Роструд или его территориальный орган:
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Роструда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или его территориального органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки, проводимой в порядке, установленном пунктами 58 — 61 Административного регламента.
Форма проведения внеплановой проверки определяется руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) и указывается в распоряжении о проведении проверки.

Внеплановая проверка может проводиться только уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа, указанными в распоряжении на проведение проверки.
При необходимости проведения в ходе мероприятий по контролю (надзору) экспертиз, исследований, испытаний, измерений и т.п. уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов вправе привлекать к их проведению экспертов и экспертные организаций, аккредитованных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689.

О проведении внеплановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится проверка, уведомляются уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа не менее чем за двадцать четыре часа до ее начала любым доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным и др.), если основанием для нее является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
  • распоряжение руководителя Роструда или его территориального органа (их заместителей), изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

 

Аутсорсинг в системе охраны труда

ohrana_truda_ezacshzoyvshmrНачиная разговор об аутсорсинге по охране труда, напомним, что означает это иностранное слово. Аутсорсинг — это  распространенный способ передачи непрофильных для организации функций, таких как бухгалтерский учет, юридическое, кадровое обслуживание и т.д. профессиональной организации на постоянной основе и на условиях ответственности.

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Как правило, к организациям, численность, работников которой не превышает 50 человек, относятся предприятия малого бизнеса, а таких предприятий на первое января 2011 года по данным Росстата около 220 тысяч

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции может исполнять организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлеченные работодателем по гражданско- правовому договору.

Организации, осуществляющие функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010г. № 205н подлежат обязательной аккредитации.

В каждой компании разные требования и отношение к специалистам по охране труда.

Некоторые работодатели относятся к наличию этих работников, как к неизбежным затратам, с которыми необходимо смириться, потому, что необходимо отчитываться перед РОСТРУДИНСПЕКЦИЕЙ.   Этой категории работодателей достаточно иметь одного или нескольких инженеров для «галочки» и, поэтому, об аутсорсинге здесь говорить не приходится.

Другая категория работодателей желает улучшить условия труда своих работников благодаря становлению системы охраны труда на предприятии, отдавая отчет в том, что необходимо серьезным образом вкладываться в ее развитие и укрепление с каждым годом. Весь вопрос в данном случае состоит в том, а смогут ли специалисты по охране труда сделать всю работу профессионально и с оптимальными издержками.

Начнем с того, что профессионал по охране труда, как и другой специалист высокооплачиваем, и при этом спецов в этой области не так много и все потому, что в институтах не было такой специальности как инженер по охране труда. Нет и сейчас, но стали появляться различные производные, такие как специалист по ОБЖ и т.п. Можно, конечно, пройти специализацию на базе высшего образования и получить такие корочки инженера по охране труда, но вопрос по качеству такой подготовки останется открытым.

Но есть категория людей, которые пройдя через многие тернии работы, на своем собственном опыте познают эту специальность. Это те люди, которые узнали производство, поработав на рабочих специальностях и вкусили хлеб инженера по охране труда уже не на пустом месте. Кроме этого, для становления этих профессионалов, у них должно быть обязательно еще несколько качеств: въедчивость, желание разобраться во всем и высокая работоспособность.

Как видите, исходя их из таких условий, можно сделать вывод, что эти профи на дороге не валяются и смышленные работодатели держат их за неплохую конкурентную заработную плату у себя на предприятиях. Эти люди на хорошем счету у своих нанимателей.

Вот здесь и поднимается вопрос: если я отношусь именно к тем работодателям, которые дорожат своими работниками и хотят создавать достойную систему управления охраной труда, то где мне взять такого специалиста. Ведь в период становления предприятия нужно провернуть просто неимоверный объем работы, начиная от разработки инструкций по охране труда, аттестации рабочих мест и заканчивая разработкой документов самого верхнего уровня. И в процессе дальнейшей жизнедеятельности компании, система охраны труда нуждается в постоянном сопровождении, подпитке, так как производственные процессы требуют этого.

Кто сделает эту работу в сжатые сроки, и качественно?  1500

На выручку в данном случае придет аутсорсинг охраны труда. Есть специалисты, которые работают в этой области рыночного сегмента, удовлетворяющие всем необходимым требованиям. Для них нет ничего невозможного. Остается их найти и заключить договор.

Толчок к развитию российского рынка аутсорсинга дают иностранные компании. Для них он привычен и удобен. Тормозит его развитие невысокий уровень менеджмента. Лишь немногие предприятия просчитывают эффект от внедрения той или иной модели. Запуск новых схем работы компании зачастую идет методом проб и ошибок, а неудачи несут разочарование. Надо понимать, что аутсорсинг это стратегия, направленная на повышение прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. По нашему мнению широкое развитие аутсорсинг получит тогда, когда конкурентоспособность и прибыльность предприятия встанут в зависимость от эффективности выполнения конкретных процессов, менеджеры сформулируют четкие требования, а собственники убедятся в качестве и эффективности данного вида услуг.

К тому же, часто охрана труда для руководителей — это «черный ящик»… Риск ошибки ВЕЛИК! Как быть? Прежде всего предприятиям, передающим охрану труда на аутсорсинг, необходимо четко определить круг задач, для решения которых привлекается аутсорсер, составить полный перечень передаваемых функций службы охраны труда. Это необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное сотрудничество между клиентом и подрядчиком по улучшению условий и охраны труда, исключить возможные конфликты между ними, а также сделать передачу на аутсорсинг функций службы охраны труда выгодной для предприятия.

На первом этапе принятия решения об использовании аутсорсинга предприятию необходимо осуществить оценку собственных возможностей, а именно:

1. провести анализ состояния материально-технических и производственных ресурсов, оценку возможностей штатного персонала по выполнению функций в области охраны труда, которые предполагается передать на аутсорсинг;

2. оценить качество и себестоимость услуг в области охраны труда, которые предполагается передать на аутсорсинг, при выполнении их собственными силами;

3. определить потребность в дополнительных капитальных вложениях, необходимых для повышения эффективности и качества выполнения услуг в области охраны труда собственными силами;

4. оценить возможные риски и связанные с ними потери организации.

На втором этапе —  определить функции, которые будет  выполнять специалист-аутсорсер.

Как показывает практика, руководители организаций часто не в полной мере представляют себе функции, которые обязана выполнять служба охраны труда. Соответственно они не всегда могут объективно оценить необходимость и обоснованность привлечения аутсорсера.

Вот примерный перечень функций, которые выполняет аутсорсер по охране труда.

1.Участвует в организации и координации работ по охране труда в организации;

2.Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда;

3. Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта, а также исходя из изменений технического оснащения, целей и задач организации;

4.Проводит внутренний аудит за соблюдением в структурных подразделениях законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, за предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда;

5.Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, средствах индивидуальной защиты, а также о предпринимаемых мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

6.Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения сотрудников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания;

7.Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты;

8.Выявляет потребности обучения работников в области охраны труда, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, требований организации к необходимой компетентности работников, организует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда;

9.Участвует в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач;

10.Анализирует информацию и разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

11.Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

12.Принимает участие в работе комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда, организует взаимодействие членов аттестационной комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда, созданной в организации в установленном порядке;

13.Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда по подразделениям организации;

14.Участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам(обследованиям), предрейсовым (послерейсовым) и предсменным(послесменным) осмотрам работников;

15.Осуществляет контроль за соблюдением нормативных требований охраны труда в проектах строящихся или реконструируемых подразделений организации, новых технологических процессах, при установке оборудования, а также за соблюдением сроков испытаний и проверок правильности эксплуатации оборудования повышенной опасности (такого, как приборы, работающие под давлением, грузоподъемные механизмы, вентиляционные установки и т.д.), выполнением предписаний органов государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением действующих норм и стандартов безопасности труда в процессе производства;

16.Оказывает методическую помощь в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда руководителям структурных подразделений организации, а также в составлении программ обучения работающих безопасным приёмам и методам работы.

17.Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков предложений.

18.Проводит анализ состояния и изменения организационной структуры, технического оснащения, государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта;

19.Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению;

20.Осуществляет мониторинг и разрабатывает мероприятия по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда;

21.Участвует в работе по организации системы взаимодействия и созданию условий для мотивации специалистов организации в улучшении условий и охраны труда в структурных подразделениях, проведение разъяснительной работы, информационное сопровождение реализации запланированных изменений;

22.Совместно с структурными подразделениями предприятия участвует в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков;

23.Составляет и предоставляет отчет по форме N 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях», утвержденной Федеральной службой государственной статистики.

help Используя аутсорсинг в сфере охраны труда, компания получает следующие преимущества:

1. снижение потребности в инвестициях на развитие непрофильных видов деятельности, повышение экономической эффективности и снижение издержек, связанных с обеспечением соблюдения требований охраны труда (частичная или полная передача функций в области охраны труда аурсорсеру с оплатой его услуг зачастую обходится дешевле, чем организация или использование уже имеющейся корпоративной службы охраны труда для выполнения данных функций);

2. повышение качества и надежности выполнения переданных на профессиональный аутсорсинг функций;

3. делегирование второстепенных функций аутсорсерам позволяет сконцентрировать усилия на основных стратегических целях компании;

4. высвобождение организационных, финансовых и человеческих ресурсов для развития новых направлений деятельности;

5. повышение эффективности и качества работы компании на стратегических направлениях;

6. снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса;

7. повышение инвестиционной привлекательности компании.

Еще одно немаловажное замечание — игнорирование требований и рекомендаций компании, привлеченной для выполнения комплекса работ по охране труда, сделает аутсорсинг малоэффективным, т. к. главная выгода аутсорсинга – это использование передового опыта в области охраны труда.

И напоследок о грустном. Организация, не уделяющая внимания вопросам охраны труда, рискует получить в итоге КРАЙНЕ НЕПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ:

1. Материальные, производственные, имиджевые потери в результате ущерба, нанесенного негативными происшествиями – пожарами, авариями, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями работников, травмами других лиц, опасными ситуациями в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и др., прочие издержки (возмещение пострадавшим, неустойки из-за приостановки работ и т.п.), возможные судебные разбирательства, а также незапланированные визиты должностных лиц органов государственного надзора и контроля.

2.Также Административная ответственность на должностных лиц, включая дисквалификацию.

3. Уголовная ответственность должностных лиц в соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса РФ (штраф, исправительные работы, лишение свободы на срок до 3 лет).

4.Снижение конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности, качества и безопасности продукции и услуг, «текучесть» кадров и неэффективное применение материально-технических ресурсов вследствие неудовлетворительных условий и организации труда работников.

Почему удобен и выгоден аутосорсинг по охране труда?

Использование аутсорсинга в сфере охраны труда позволяет предприятию не только снизить затраты на содержание штатных специалистов по охране труда, но и улучшить систему охраны труда и здоровья работников, так как использует опыт квалифицированных специалистов.

 

Из статьи Ф.И.Попова
 Журнал «Безопасность и охрана труда» №4  2011 г.


Инструктажи по охране труда на предприятиях малого бизнеса

журналыНа любом предприятии специалист по охране труда или работник, на которого приказом руководителя возложена эта обязанность, или сам руководитель (для представителей малого бизнеса – это вынужденная необходимость) должен проводить различные инструктажи с персоналом.

Вводный инструктаж по безопасности труда проводится со всеми принятыми на постоянную или временную работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на обучение или практику. Вводный инструктаж на предприятии проводится либо в кабинете по охране труда, либо в специально оборудованном помещении с использованием современных средств обучения.

Непосредственно на рабочем месте каждого сотрудника предприятия проводятся:

  • первичный инструктаж;
  • повторный инструктаж;
  • внеплановый инструктаж;
  • целевой инструктаж.

При этом проведение всех без исключения видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах, каждый из которых предназначен для определенного инструктажа. В них же каждый раз обязательно ставится подпись инструктируемого и инструктирующего. Руководитель предприятия должен знать, как защитить своих подчиненных от опасных и вредных производственных факторов (физических, химических, биологических и психофизических), как предупредить террор и вести себя при возникновении террористического акта, какими средствами индивидуальной защиты нужно обеспечить работников, занятых в специфических условиях труда.

А еще руководитель компании обязан проследить за тем, чтобы его предприятие было оснащено ограждающими, запрещающими, предупреждающими, предписывающими и указательными знаками, специальными плакатами. Обеспечение техники безопасности при проведении самых разных работ, осуществление действий по предупреждению травматизма и оказание первой медицинской помощи, расследование несчастных случаев и возмещение вреда пострадавшим на работе тоже входит в обязанности руководителя предприятия.

Ну а чтобы правильно выполнять все предъявляемые к нему требования, предпринимателю необходимо обзавестись и умело пользоваться определенными нормативными и справочными документами. Сфера охраны труда на любом предприятии должна быть регламентирована соответствующими внутренними приказами, инструкциями и регламентами.

Законодательство по охране труда для малого и среднего бизнеса

business-trends-to-watch-this-yearВ администрации Новосибирской области прошёл семинар для руководителей средних и малых предприятий «Вопросы охраны труда для субъектов малого и среднего предпринимательства» в рамках мероприятий, проводимых к Всемирному дню охраны труда.

В настоящее время трудовые права граждан нарушаются часто, в том числе право на безопасный труд, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства. Руководитель департамента труда и занятости населения области отметил в своём выступлении: — «Безопасный труд — это выгодно. Выгодно и для работодателей, и для работников, и для государства. Надо сделать так, чтобы  не принято было развивать бизнес, не обеспечив безопасные условия труда, быть успешным и при этом иметь низкую культуру организации труда».

Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает всё большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования российской экономики. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере трудовых отношений. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождаются нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники, со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учёте коллективных интересов.

Организация работы по охране труда на малых и средних предприятиях по действующему законодательству не должна отличаться от работ по охране труда на немалых (крупных) предприятиях.
Однако на организацию службы охраны труда влияет специфика деятельности и численность работников.
К субъектам малого и среднего предпринимательства согласно ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ относятся организации, в которых средняя численность работников:
а) от 101 до 250 человек — средние предприятия;
б) до100 человек включительно – малые предприятия;
в) при численности до 15 человек — микропредприятия.

В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ, в организации с численностью свыше 50 работников должна вводиться должность специалиста по охране труда. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда, поскольку согласно ст. 22, 212 Трудового кодекса и действующему Трудовому законодательству обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя.

Руководители и работодатели в качестве первых шагов в организации работы по охране труда на малых предприятиях должны:
— изучить свои обязанности в соответствии с Трудовым законодательством об охране труда;
— выбрать в соответствии со спецификой деятельности организационную форму работы по охране труда
(создание службы охраны труда, назначение специалиста по охране труда, оформление договорных отношений со сторонними специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда);
— пройти обучение и направить на учёбу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в специализированные учебные центры охраны труда с получением удостоверения о проверке знаний по охране труда.
Распорядительными документами должны быть назначены ответственные должностные лица за обеспечение охраны труда, электрохозяйство, безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности, пожарной безопасности и др.

Деятельность предприятия, применительно к требованиям трудового законодательства, следует разбить на два этапа:
1) организация деятельности предприятия;
2) осуществление деятельности.
Основные обязанности работодателя или уполномоченных им должностных лиц в области охраны труда предусматривают выполнение государственных требований охраны труда по комплексу рассматриваемых ниже мероприятий. Наилучший результат в области безопасности труда достигается в том случае, когда меры принимаются работодателем своевременно.

315015b_13171934601.Организация деятельности предприятия – работы по охране труда. На этапе организации работ по охране труда на малых предприятиях их руководители и работодатели — физические лица должны провести следующие организационные мероприятия:
1.1.Ознакомление с обязанностями и личной ответственностью
в соответствии с Трудовым законодательством об охране труда (ст. 22 и 212 Трудового кодекса РФ, ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ «Общие требования к управлению охраной труда в организации»),
1.2.Определение организационной формы работы по охране труда (создание службы охраны труда, назначение специалиста по охране труда, оформление договорных отношений со сторонними специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда) (ст. 212 Трудового кодекса РФ).
1.3.Распределение обязанностей по охране труда между должностными лицами предприятия и ответственности в области организации безопасного производства работ и контроля за соблюдением требований охраны труда (ст. 212 Трудового кодекса РФ, Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденные постановлением Минтруда России от 06.06.96 № 32).
1.4.Назначение распорядительными документами ответственных должностных лиц (ст. 217 Трудового кодекса РФ).
1.5.Прохождение обучения и направление на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в специализированные учебные центры охраны труда, дополнительное специальное обучение безопасности труда для работ повышенной опасности (ст. 212 и 225 Трудового кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ст. 9 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда»).
1.6.Формирование и приобретение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.00 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования по охране труда»).
1.7.Определение контингента работников, для которых предусмотрены предварительный при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (ст. 212 и 213 Трудового кодекса РФ, Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», приказ Минзравсоцразвития России от 16.08.2004г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников и порядка проведения этих осмотров (обследований)».
1.8.Определение профессий и видов работ, при выполнении которых необходимо бесплатно выдавать работникам средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства, определение порядка их бесплатной выдачи (ст. 221 Трудового кодекса РФ, Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (по отраслевой принадлежности), утверждённые постановлениями Минтруда России от 08.12.97 № 61, от 16.12.97 № 63, от 25.12.97 № 66, от 26.12.97 № 67, от 29.12.97 № 68, от 30.12.97 № 69, от 31.12.97 № 70, от 22.07.99 № 25 с изменениями и дополнениями согласно постановлению Минтруда России от 17.12.01 № 85; Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи, утверждённые постановлением Минтруда России от 04.07.03 № 45.
1.9.Выделение производств, профессий и должностей с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых даёт право на льготы и компенсации (ст. 92, 117, 147, 212 и 222 Трудового кодекса РФ, Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 25.07.02 № 116-ФЗ);
Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день, утверждённый постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 (совместно с Инструкцией о порядке применения Списка, утверждённой постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.95 № 273/П-20);
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, утверждённые постановлением Минтруда России от 31.03.03 №13;
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждённый приказом Минздрава России от 28.03.03 № 126;
Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утверждённые постановлением Минтруда России от 31.03.03 № 14.
1.10.Выделение работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и работ, для проведения которых требуется оформление наряда-допуска, организация работ повышенной опасности (ПОТ РО-14000-005-98 «Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения», ПОТ РМ-016-2001 «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок»; «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов», «Правила устройства и безопасной эксплуатации подъёмников (вышек)»; «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов», «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды», «Правила безопасности в газовом хозяйстве»; ПОТ РМ-027-2003 «Правила по охране труда на автомобильном транспорте») и др.
1.11.Заключение трудовых договоров с работниками (ст. 16, 56-71 Трудового кодекса РФ; Перечень тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.00 № 162; Перечень тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.00№163).
1.12.Разработка инструкций по охране труда для работников (ст. 212 Трудового кодекса РФ; Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утверждённые постановлением Минтруда России от 17.12.02 № 80).
1.13.Получение положительного заключения государственной экспертизы условий труда (для лицензируемых видов деятельности) согласно Постановления Минтруда России от 02.07.01 № 53 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности»).
1.14.Ввод производственного объекта в эксплуатацию ст.215 и 357 Трудового кодекса РФ.

008-16403312.Осуществление деятельности по охране труда на малом предприятии.
На этапе осуществления деятельности малого предприятия работа по охране труда включает следующие основные мероприятия:
2.1.Проведение инструктажей по охране труда (ст. 212 и 225 Трудового кодекса РФ, ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).
2.2.Создание комиссии (комитета) по охране труда (ст. 218 Трудового кодекса РФ).
2.3.Избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов Постановление Минтруда России от 08.04.94 № 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива).
2.4.Организация расследования и учёта несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227-231 Трудового кодекса РФ, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утверждённое постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73).
2.5.Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда проводится в соответствии с ст. 212 Трудового кодекса РФ, «Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»; Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Гл. гос. санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.) Постановлением Минтруда России от 24.04.02 № 28 «О создании системы сертификации работ в организациях».
2.6.Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 212 Трудового кодекса, Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.01 № 652 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
2.7.Создание и ведение документации по охране труда (ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда»; Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утверждённое постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73; статистические формы № 1-т — условия труда и № 7 — травматизм).
2.8.Санитарно-бытовое обеспечение работников (ст. 223 Трудового кодекса РФ, СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания»).
2.9.Оборудование уголка по охране труда (постановление Минтруда России от 17.01.01 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).
2.10.Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (ст. 221 Трудового кодекса РФ, Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (по отраслевой принадлежности), утверждённые постановлениями Минтруда России с изменениями и дополнениями, а также Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств).
2.11.Выдача молока и лечебно-профилактического питания (Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (см. с. 13, п. 1.9); Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утверждённые постановлением Минтруда России от 31.03.03 №14).
2.12.Финансирование мероприятий по охране труда (ст. 226 Трудового кодекса РФ).
2.13.Обеспечение прав и обязанностей работников малых предприятий (ст. 214, 219, 220 Трудового кодекса РФ).
Представленный объём мероприятий по охране труда на этапах организации и осуществления деятельности малыми предприятиями определяет основные методические рекомендации для подготовки их руководителей, ответственных лиц, работодателей — физических лиц к работе по охране труда.

Статья с сайта Гострудинспекции Новосибирской области

Программа обучения по охране труда для руководителей малого бизнеса

worldheadsetЕсли Вы прочитали Первый материал по охране труда  и он Вас заинтересовал, то   предлагаем  Вам на нашем сайте современную Программу обучения по охране труда для малого бизнеса.

Во-первых, продолжительность обучения для представителей малого бизнеса – это 5 семинаров в интернете (вебинары) по 1 часу на рабочем месте, чтобы обучение было без ущерба для бизнеса.

Во-вторых, программа предусматривает только темы, непосредственно связанные с практикой управления охраной труда в малом бизнесе,   т.е. «жизненно» необходимые для руководителя предприятия. Например, «правовые основы по охране труда», «современные системы управления охраной труда», «аттестация рабочих мест по условиям труда», «документация и отчетность по охране труда» («организация документооборота по охране труда»), «разработка инструкций», «порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве».

И главное, разработано удобное для восприятия учебно-методическое пособие и информационно-справочные материалы, которые позволят легко усвоить предлагаемый материал.

 

Руководитель программ «Консалтинг по охране труда в малом бизнесе»
Н.В.Чвертка

Проблемы охраны труда в малом бизнесе

biznes14032012_240Малый бизнес является одним из важнейших приоритетов развития экономики любого современного государства, т.к. именно на этот сектор приходится основная доля занятости и производства товаров и услуг в развитых странах. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, сегодня на предпринимательство в нашей стране приходится лишь 30% валового национального продукта, тогда как в Европе – 70% и выше. Поэтому не случайно, что и в Российской Федерации проблемам развития малого бизнеса уделяется большое внимание, т.к. с малым и средним предпринимательством связывается и успешное экономическое развитие страны и перспектива роста благосостояния населения.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 года, к малым предприятиям, наряду с определенной структурой уставного капитала, относятся предприятия с численностью до 100 человек включительно, независимо от вида деятельности, из которых выделяются микропредприятия (с численностью до 15 человек).

Какие проблемы испытывает малый бизнес в части охраны труда?

Сперва определим масштаб проблемы. По структуре распределения по видам экономической деятельности, малый бизнес, как правило, представлен в основном предприятиями в сфере сервиса, торговли и общественного питания, т.е. относительно безопасными видами деятельности. Между тем, в структуре малого предпринимательства России достаточно высока доля и тех сфер деятельности, которые традиционно относятся к отраслям с самыми высокими показателями травматизма и профзаболеваемости – это строительство, транспорт и связь, обрабатывающие производства.

В Иркутском регионе, например, доля таких предприятий по нашим оценкам составляет около трети всех предприятий малого бизнеса.   По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, в 2010 году количество малых предприятий (без учета микропредприятий) в г. Иркутске составило 3,5 тыс. с общей численностью работников более 100 тыс. человек. Если принять во внимание распределение иркутских предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности, а также тот факт, что практически в любом из таких предприятий выявляются нарушения в сфере охраны труда, то можно предположить насколько велика доля работников, находящихся в зоне постоянного риска – это десятки тысяч человек только по одному региону. В масштабах страны таких работников миллионы.
Органы власти делают не мало для активизации частного предпринимательства в стране, в том числе в плане изменения законодательства. Но любое законодательное решение имеет как минимум две стороны. Либерализация законодательства позитивно с точки зрения торговли и свободы предпринимательства, но с другой стороны повышает риск нарушений трудовых прав самой слабой стороны трудовых отношений – работников.

С 1 июля 2011 года вступает в действие Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон направлен на ослабление административного давления на малый и средний бизнес, накладывает жесткие ограничения на работу надзорных органов, устанавливает плановый режим инспекционных проверок, в частности, план проверок на предстоящий год согласовывается с прокуратурой и размещается в Интернете в открытом доступе.

Таким образом, работодатель заблаговременно знает, когда и какой контрольный орган придет с проверкой и, соответственно, имеет время, чтобы заранее подготовиться. Это норма направлена на добросовестных работодателей, чтобы дать им возможность при подготовке к проверке привести свою отчетность и документацию по охране труда в соответствие с государственными нормативными требованиями.

Между тем, инспектора государственных инспекций труда любого региона Российской Федерации могут привести десятки примеров, когда за месяц до начала проведения проверки работодатель временно нанимает специалиста по охране труда, а после проведения проверки такой специалист увольняется за ненадобностью и вся работа по охране труда прекращается.

Не секрет, что именно в организациях малого бизнеса работа по охране труда либо вообще не ведется, либо ведётся от случая к случаю, т.е. бессистемно. И это чаще всего выявляется при расследовании несчастных случаев, когда что-либо предотвратить уже поздно.

Очевидно, что Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не должен ограничивать полномочий инспекторов труда, предоставляемые им нормами 12-й статьи Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Российской Федерацией еще в 1998 году.

Проблема охраны труда на системном уровне

 По данным Минздравсоцразвития России, на большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры. При этом, коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в малом бизнесе практически в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране.

Массовое несоблюдение требований охраны труда и отсутствие управления охраной труда на системном уровне является одной из самых серьезных проблем в нашей стране не только в сфере малого бизнеса, но и в целом в экономике. И для решения этой проблемы одного совершенствования законодательства недостаточно. Необходимо решение проблемы на системном уровне, а именно: создание системы управления охраной труда на уровне регионов, территорий и самих компаний.

В соответствии с 216 статьей Трудового Кодекса Российской Федерации, регионы должны разрабатывать 907территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда. Полагаем, что именно в таких целевых программах должны быть определены конкретные задачи охраны труда для малого бизнеса (не из Москвы же управлять охраной труда на малых предприятиях в регионах страны!) – это должно стать прямой ответственностью муниципальных образований, которым региональные власти передают часть государственных полномочий по охране труда. Одной из главных стратегических задач таких территориальных программ должно стать создание современных систем управления охраной труда на малых предприятиях. Только таким способом можно решить проблему массовых нарушений в сфере охраны труда на системном уровне.

Большая часть нарушений правил охраны труда допускается именно в сфере среднего и малого предпринимательства не случайно. Если в крупных компаниях и в корпорациях, образованных на базе советских предприятий, службы охраны труда сохранились еще с прежних времен, то малый бизнес таким багажом не обладает, а директора малых предприятий узнают о необходимости соблюдения требований охраны труда зачастую впервые во время инспекционных проверок.

Руководителю малого предприятия бывает трудно самому разобраться в сложных правовых и организационных вопросах охраны труда, а содержать не то что службу охраны труда, но даже специалиста по охране труда, когда у него работает всего 3-4 сотрудника, не по карману. Статья 217 Трудового Кодекса Российской Федерации дает право при отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда передать их функции на аутсорсинг, т.е. привлечь организацию или специалиста по гражданско-правовому договору. Но этот вид услуг в России пока не нашел массового применения, поскольку рынок услуг в сфере охраны труда еще только формируется и это еще одна проблема для малого бизнеса.

Программы обучения по охране труда для малого бизнеса

 С перечисленными проблемами тесно связана еще одна – пожалуй, основная на наш взгляд проблема в области охраны труда – проблема обучения по охране труда. Согласно статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

На наш взгляд, именно в процессе такого обучения руководители и специалисты организаций малого бизнеса должны получить необходимую им информационно-консультационную помощь и знания, а также требуемый комплект учебно-методических и справочных материалов, специально разработанных и адоптированных для малых предприятий, включая действующие нормативные правовые акты по охране труда.

Что на сегодняшний день предлагается малому бизнесу в ходе обучения по охране труда? Обучение по охране труда руководителей и специалистов малого бизнеса проводится по рекомендованной еще в 2004 г. Минтрудом России Примерной типовой программе обучения по охране труда с соответствующими учебными планами, рассчитанными на 40 часов обучения. В 2009 году эта Программа незначительно была пересмотрена Минздравсоцразвития России для целей обучения отдельных категорий застрахованных по обязательному социальному страхованию, к которым относятся и представители малого бизнеса.

В чем проблема обучения по такой Программе? Во-первых, продолжительность обучения – 40 часов или пять рабочих дней – совершенно неприемлемо в условиях малого бизнеса. В любом учебном центре вам подтвердят, что зачисляясь на обучение по охране труда, руководители предприятия, заранее предполагают, что посещать все 5 дней обучения они не в состоянии, так как оставить на такой срок свой бизнес рискованно. Учебные центры, понимая проблему, идут на компромисс, позволяя руководителям бизнеса пропускать занятия, произвольно сокращая для них программу обучения, но итогом такого компромисса чаще всего получается отсутствие у слушателя системных знаний по охране труда.

Во-вторых, многие темы, предложенные в Программе, носят слишком абстрактный, отвлеченный характер, в то время как руководители предприятий требуют конкретных, практических знаний и только в том объёме, который необходим им в повседневной работе по управлению охраной труда в их организации…

Заместитель директора ВСФ ФГУП «НИИ ТСС» Минздравсоцразвития России
Л.М.Чернова

 

 

Яндекс.Метрика