Что нужно знать специалисту по охране труда о качестве оказания медицинских услуг

IMG_0307    К качеству оказания медицинских услуг предъявляют следующие требования:

  •  —  удовлетворенность пациента;
  •  —  оснащенность медицинской организации;
  •  —  организация самого процесса оказания медицинской помощи (предварительные и периодические медицинские осмотры);
  •  —  уровень подготовки медицинского персонала.

Качество медицинской помощи – это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, т.е. его способности снижать риск прогрессирования уже имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой. Это определение отражает задачи медицинского осмотра.

Тем не менее, ожидания сотрудников, которые приходят в медицинскую организацию для получения услуги предварительного или периодического медицинского осмотра далеки от того, что они получают в итоге. Как правило, работники ожидают получить консультацию врача, то есть представляют себе медосмотр как поликлинический прием (полноценная консультация, включающая в себя сбор анамнеза, оценка здоровья, ответы на вопросы и т.п.).

На самом деле задача врача согласно нормативно правовым актам – выявить предпосылки или уже начавшееся заболевание или предотвратить данное заболевание, потому что сотрудники соприкасаются с вредными и опасными производственными факторами, воздействующими на тот или иной орган. Данное вредное воздействие (или его отсутствие) врач и фиксирует в медицинском заключении, указывая один из выводов:

  • работник годен, то есть может быть допущен;
  • работник не годен, то есть нуждается в дополнительном обследовании или отстранении от работы.

В данной ситуации есть конфликт интересов.
Работник пришел убедиться, что те факторы, в которых он находится в течение рабочего дня, не оказывают на него влияния, состояние его здоровья соответствует возрастным нормам, и он вправе получить разрешение на выполнение своих профессиональных обязанностей. Однако сотрудник не всегда может получить подобное заключение, у него возникает неудовлетворение. Работнику следует разъяснить, что означает невыдача разрешения и временное отстранение от выполняемых обязанностей.

Оснащение центров профпатологий в настоящее время оставляет желать лучшего. Единицы из них соответствуют всем предъявляемым требованиям. Ситуация более благоприятна лишь в медицинских центрах Москвы и Московской области. Поэтому до того как отправить сотрудников на медосмотр, необходимо уточнить, какова оснащенность организации.

Организация процесса оказания медицинской услуги (в данном случае медицинских осмотров) также очень важный фактор, влияющий на ее качество. В него входят множество аспектов от регистрации сотрудников до электронной базы медицинских справочников, приказов и т.д. Значимым является процесс фиксации и хранения массы данных для формирования в дальнейшем амбулаторной карты, определения возможностей диспансерного наблюдения, выдачи необходимых документов (медицинского заключения, паспорта здоровья, заключительного акта по результатам обследований).

Существуют определенные требования к оснащению центров профпатологий медицинской техникой для проведения соответствующих исследований:

  • Цифровые флюорографы. С 2012 года медицинские организации обязаны проводить флюорографию только на цифровых флюорографах (или цифровых рентгенаппаратах) в двух проекциях. Это требование является принципиально важным, так как обострилась ситуация с заболеваемостью туберкулезом.
  • УЗИ-аппараты. Исследование на УЗИ-аппаратах теперь регламентировано Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н.
  • Маммограф, электрокардиограф, электроэнцефалограф, офтальмографическое оборудование, спирометр и др. Это обязательное оборудование, которое должны продемонстрировать заказчику представители медицинской организации, в которой планируется проводить медицинские осмотры.

Если предприятие удалено от места оказания медицинской помощи, все оборудование, предоставляемое клиникой, должно быть сертифицированным, мобильным, то есть приспособленным к транспортировке.

Уровень подготовки медицинского персонала. Все специалисты должны иметь:

  • сертификаты повышения квалификации по основной специальности;
  • удостоверения о повышении квалификации по специальности «Профпатология».

Пример
Если в медицинской организации, в которой будет проводится медосмотр, прием ведет терапевт, невропатолог или др., то каждый специалист помимо своей основной специализации подтверждает повышение квалификации по специальности профпатолога. Врачебную комиссию должен возглавлять врач-профпатолог, который прошел обучение по этой специальности.

Выводы:

1. За последние 15 лет продолжительность жизни в России увеличилась, но при этом общая численность населения не растет. Главные причины смертности: сердечно-сосудистые заболевания и онкологические заболевания.

2. К качеству оказания медицинских услуг предъявляют следующие требования: удовлетворенность пациента, оснащенность медицинской организации, организация самого процесса оказания медицинской помощи (предварительные и периодические медицинские осмотры), уровень подготовки медицинского персонала.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика