2Для чего заниматься охраной труда в некоммерческой организации

Некоммерческие организации работают для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Они не делают извлечение прибыли своей основной целью и не распределяют полученную прибыль между участниками. Такие организации обычно занимаются:

  • развитием физической культуры и спорта;
  • удовлетворением духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
  • защитой прав, законных интересов граждан и организаций, разрешением споров и конфликтов, оказанием юридической помощи;
  • другой деятельностью, направленной на достижение общественных благ.

В России есть более 30 видов некоммерческих организаций. Основные формы установлены главой 4 Гражданского кодекса и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Некоммерческая организация становится работодателем, как только заключает трудовой договор с работником. Как известно, любой работодатель должен обеспечивать работникам безопасные условия труда и заниматься охраной труда (ст. 212 ТК РФ):

  • создавать систему управления охраной труда;
  • разрабатывать инструкции по охране труда;
  • обучать работников по охране труда;
  • проводить специальную оценку условий труда;
  • организовывать медосмотры работников и т.  д.

Что касается работников некоммерческой организации, то они должны как минимум знать свои права и обязанности в сфере охраны труда. Важно донести до работников, что несоблюдение требований безопасности может привести к травмам, а также грозит наказанием – вплоть до увольнения.

Руководитель некоммерческой организации должен определить, кто будет заниматься охраной труда. В небольшой организации, у которой в штате менее 50 человек, функции специалиста по охране труда может выполнять один из сотрудников. Также есть возможность воспользоваться услугами сторонней организации – передать охрану труда на аутсорсинг. Чаще всего к такой мере прибегают организации гуманитарного профиля, в том числе некоммерческие, у которых в штате нет специалистов с техническим образованием. Это позволяет сэкономить деньги и избежать штрафов от надзорных органов.

Где взять деньги на охрану труда в некоммерческой организации

Главный вопрос, который встает перед руководителем некоммерческой организации, – где взять деньги на охрану труда? Ведь в большинстве случаев некоммерческие организации существуют за счет спонсорской поддержки, членских взносов, грантов, премий и т.  д. Поэтому придется расходовать средства на охрану труда в минимальных количествах.

Например, работников можно обучать охране труда своими силами. Для этого нужно организовать комиссию для проверки знаний по охране труда как минимум из трех человек. Они должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в учебном центре. Стоит отметить, что комиссия только проверяет знания работников, а обучать персонал должен специалист по охране труда или другой уполномоченный работодателем сотрудник. Также самостоятельно можно изготавливать журналы регистрации работ по охране труда.

Работа некоторых некоммерческих организаций подразумевает проведение культурно-массовых, спортивных и иных разовых мероприятий с участием большого количества людей. При этом работодатель несет ответственность не только за своих работников, но и за волонтеров, которые работают на безвозмездной основе. С ними обязательно нужно проводить инструктаж по охране труда, так как работа на массовых мероприятиях – это большая ответственность.

Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью и получать доход, если это служит достижению целей, ради которых она создана. Поэтому часть полученных средств нужно тратить на финансирование мероприятий по охране труда.

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда могут финансироваться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц (ч. вторая ст. 226 ТК РФ). При этом нельзя оплачивать охрану труда за счет средств работников. То есть это целиком забота работодателя.

Как извлечь пользу из затрат на охрану труда

Материальная мотивация работников в некоммерческой организации обычно невелика. Если работодатель не может материально стимулировать работника, то нужно использовать все возможности для улучшения условий его труда. За счет охраны труда и социальной поддержки можно повысить лояльность персонала. Некоторые инструменты мотивации сотрудников приведены в таблице.

Таблица. Инструменты мотивации и социальной поддержки работников некоммерческой организации

Инструмент Проводимые мероприятия
Обеспечение безопасных и комфортных условий труда – Своевременное обновление офисной мебели и техники;
– создание мест для приема пищи;
– поставка в офис питьевой воды
Забота о здоровье работников – Предоставление добровольной медицинской страховки;
– частичная компенсация абонемента в фитнес-клуб;
– компенсация санаторно-курортного лечения
Предоставление дополнительного отпуска – Кратковременный отпуск с сохранением или без сохранения заработной платы;
– увеличение продолжительности основного оплачиваемого отпуска
Компенсация за период нетрудоспособности Доплата работнику до 100 процентов среднего дневного заработка за период нетрудоспособности независимо от стажа работы
Оплата профессионального обучения и повышения квалификации – Участие в корпоративных программах обучения за счет организации;
– частичная компенсация затрат на повышение квалификации
Проведение корпоративных мероприятий для сотрудников – Совместные выезды на природу, экскурсии;
– организация праздников для детей сотрудников;
– регулярные встречи с руководством и презентация результатов проделанной работы

Нужно учитывать, что у работников некоммерческих организаций иная мотивация, нежели у тех, кто занят в коммерческом секторе. Ключевыми факторами для формирования лояльности сотрудников здесь является, например, возможность помогать детям, заниматься интересной и содержательной работой. То есть на первом плане в некоммерческой организации должна быть социальная политика.

Охрана труда и социальная защита сотрудников должны быть неотъемлемой частью корпоративной культуры некоммерческой организации. Потому что невозможно заниматься социально направленной деятельностью, не проявляя заботы о собственном персонале. Повышение лояльности работников за счет мероприятий по охране труда – это не только отличная нематериальная мотивация, но и прекрасная возможность для работодателя популяризовать корпоративные ценности и создать благоприятную атмосферу в коллективе.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика